Итоги V Международного кинофестиваля «TRAVEL FILM»

С 10 по 14 марта 2021 в Москве прошел V Международный кинофестиваль «TRAVEL FILM».

Зрителям представилась прекрасная возможность посмотреть фильмы о путешествиях со всего мира. Особенно много замечательных работ, достойны наград, в этом году прислали на кинофестиваль из Германии. Но и режиссеры из других стран не растерялись.
Продолжающаяся уже год пандемия естественно оказала свое влияние. На кинофестиваль смоли приехать только российские авторы. Да и на экране время от времени появлялись уже привычные всем маски. А в некоторых фильмах прямо говорилось о том, что путешественникам пришлось из-за пандемии менять свои планы или прекращать путешествие на середине. И все же, несмотря на все препятствия, кинофестиваль состоялся. Можно подводить итоги.

Лучший фильм о путешествиях

Кристоф Шааф «Линии Великого шелкового пути» (Германия)

Немецкая пара на трехколесных велосипедах отправилась из Германии по маршруту Великого Шелкового пути через Европу, Украину, Россию, Грузию, Армению, Азербайджан, Иран, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию. Завершилось путешествие на китайской границе. Там путешественники купили автомобиль «Лада» и своим ходом вернулись домой. Фильм получился длинный (как и само путешествие), но очень душевным. В нем главное не тысячи километров дорог, а сотни простых гостеприимных людей. Именно про них, про этих людей и рассказывается в этом фильме.

Лучший короткометражный фильм

Мартин Вениер «Кольцевой поезд» (Австрия)

Фильм — притча. Зачем мы путешествуем? Что меняется в нас в процессе путешествий? Ответов фильм не дает, но заставляет задуматься.

Лучший полнометражный документальный фильм

Вальдемар Шлейхер «Верплант — Как два парня пытаются проехать на велосипеде из Германии во Вьетнам» (Германия)

Два парня (иногда к ним присоединяется третий) решили доехать на велосипедах от Германии до Вьетнама. Путешествие получилось несколько сумбурным, запутанным и странным. Но главное в нем сами парни — каждую секунду фильма они наполнили своим безмерным оптимизмом и искрометным юмором.

Лучший короткометражный документальный фильм

Алексей Сахно «Татарский пролив — история открытий» (Россия)

Фильм рассказывает не о турпоездке и даже не о путешествии, а о настоящей научной экспедиции по следам старинных морских экспедиций. Вместе с авторами фильмы зрители побывали и в самом Татарском проливе (он оказался очень сложно устроен с гидрологической точки зрения), и на прилегающих к нему землях Приморского края, и в закрыты архивах, где сохранились старинные карты и манускрипты.

Лучшее музыкальное видео

Христиан Гаммачи «Приключения Айи в Кении» (Франция)

Это не просто красивые кадры под музыку, а история открытия мира. Отец решил показать своей дочери настоящую Африку (на предыдущем кинофестивале был фильм об их поездке в Исландию) — слоны и жирафы, крокодилы и гиппопотамы… Что можно сказать! Вот бы у каждого был такой отец!

Лучший пилотный сериал / веб-сериал

Владимир Сухов «Это Россия!» (Россия)

В разгар пандемии группа путешественников из Самары решила наконец открыть для себя (и зрителей) Россию. Стирана у нас большая, вот и фильм получился длинный — многосерийный. На кинофестивале показывали 16 серию, посвященную Самаре. Самара, как известно, город курорт. Именно об том и рассказывают авторы фильма.

Лучший видео гид

Рохини Чандра «Виртуальное путешествие в Индию» (США)

Американка, родившаяся в Индии, но живущая в США, вернулась на родину предков, чтобы взглянуть на нее сразу с двух точек зрения — соединить восток и запад. И то ей удалось благодаря возможности проникнуть в саму гущу событий, познакомиться с людьми и рассказать о ни в легкой непринужденной манере, приправленной ненавязчивым юмором.

Лучший рекламный ролик

Горан Начинович «Центральная Истрия — Не бойтесь исследовать» (Хорватия)

Истрия — всего лишь маленький полуостров в составе Хорватии (она, впрочем, тоже не очень большая страна), но сколько же здесь интересного. У тех, кто ни разу здесь не был, возникает желание съездить. Те, кто уже бывал, понимают, как много они пропустили. Надо вернуться!

Лучший режиссер

Жун-Хуа Чуанг «Ко» (Тайвань)

Художественно-документальный фильм рассказывает о народе, живущем в самом изолированном регионе Тайваня, в джунглях у подножия горы Алишань. Попасть в это закрытое сообщество непросто, понять же как устроена у них жизнь тем более.

Лучшая операторская работа

Крис Хартунг «Путешествие по Австралии» (Германия)

Молодой парень отправляется в путешествие по Австралии. Вроде ничего особенного. Так делают каждый год тысячи его сверстников. Сама поездка довольно простая, никакого экстрима или первопрохождения: арендованная машина, хостелы, работа на фермах… Но тот фильм получил приз именно на «кинематографию». Дело не в том, какая была поездка, а в том, как она снята. Если есть олова на плечах, то достаточно взять с собой простой фотоаппарат и главное — не лениться. Снято буквально все. И смонтировано так, что смотришь не отрываясь. Это даже не фильм, а учебное пособие тем, кто хочет научиться снимать фильмы о свои путешествия. Смотрим и учимся.

Специальное упоминание членов жюри и телеканала «Русский Экстрим» за «Раскрытие горизонтов любопытства»

Леонид Асташов «Невероятные приключения почмейстера, конверта и марки. История аэростатной почты» (Россия)

Фильм просто открывает перед зрителями совершенно новый мир, о существовании которого почти никто не только не знает, но и не догадывается. Только самые продвинутые историки могут вспомнить, что в XIX веке существовала аэростатная почта. Но и они вряд ли слышали о том, что ее возродили в наше время и успешно используют. Где именно? В королевстве Северный Бархант (оно находится к северу от Южного Барханта). А где еще по вашему можно доставлять открытки и посылки на воздушны шарах? Одним словом, не фильм, а окно в «новый, дивный мир». И то только первая серия. С нетерпением ждем продолжения!

Кинофестиваль 2021 года завершился. Но путешествия продолжатся. Путешественники продолжают путешествовать, снимать, делать фильмы. И мы увидим их на следующем кинофестивале «TRAVEL FILM по-русски», который пройдет в Москве с 10 по 13 марта 2022 года.